Методические рекомендации для проведения «минуток безопасности»
«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети пойдут домой (группы продленного дня), или в конце последнего урока в начальных классах.
Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций.
Методика проведения «минутки»
Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, воспитатель (учитель) поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.
За день в образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме.
Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице.
Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы).
Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.
Данные рекомендации используются при
проведении пятиминуток в единый день профилактики ДТП по вторникам во всех
классах.
«МИНУТКИ
БЕЗОПАСНОСТИ»
(вопросы
и ответы)
1. Почему надо переходить дорогу по
пешеходным переходам?
—
Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает
скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит дорогу не там, где
положено, сам может пострадать и мешает движению транспорта.
2.
Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?
—
Когда для пешеходов включен красный, для водителей горит зеленый. Видя зеленый
сигнал, водитель едет быстро, не ожидая появления пешеходов.
3.
Почему опасно перебегать дорогу?
— Когда человек бежит, ему трудно наблюдать,
видеть проезжую часть, приближающуюся машину.
4.
Чем опасен выход на дорогу из-за стоящего автомобиля?
—
Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, пешеход не может увидеть другую
машину, которая едет позади стоящей. Надо помнить: если машина стоит, за ней
может быть скрыта опасность.
5.
Почему нельзя ходить по проезжей части?
—
Даже по краю проезжей части дороги ходить опасно, может задеть машина. Ходить
надо только по тротуару.
6.
Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем переход со светофором?
—
Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко ли
машина, быстро она едет или медленно. При этом из-за медленно идущей машины,
может выехать встречная?
7.
Чем опасен переход, когда одна машина обгоняет другую?
—
В тот момент, когда одна машина обгоняет другую, скорость обгоняющей машины
намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину. Водитель
обгоняющей машины тоже может не заметить пешехода.
8.
Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет
остановиться?
—
В зависимости от скорости может двигаться 36-
9.
Почему опасно играть рядом с дорогой?
—
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под
колеса автомобиля.
10.
О чем надо помнить человеку, выходящему из автобуса?
—
О том, что стоящий автобус, мешает заметить приближающийся транспорт. Надо
подождать, пока автобус отъедет от остановки.
11.
Как надо шагать с тротуара на проезжую часть дороги?
—
Всегда надо остановиться, чтобы осмотреться, настроиться на переход.
12.
В чем опасность спешки на улице?
—
Когда человек спешит, он не так внимателен, в таком состоянии легко не заметить
движущийся автомобиль.
13.
Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу из-за деревьев, кустов и
т.п.?
—
Приостановиться и осмотреть ту часть дороги, которая была скрыта за предметом.
14.
Почему нельзя цепляться за транспорт?
—
Потому что можно сорваться и попасть под колеса автомашины, к которой
прицепился, или машины, которая едет сзади.
15.
Как регулируется движение пешеходов?
—
Светофорами, линиями дорожной разметки, указателями, дорожными знаками,
регулировщиками.
16.
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения?
—
Они устанавливаются в местах интенсивного движения пешеходов и транспорта,
ограничивают возможность перехода проезжей части в не- положенном месте.
17.
С какого возраста детям разрешается выезжать на велосипеде на улицу?
—
С 14 лет.
18..
Каким машинам разрешено ехать на красный свет?
—
Скорой помощи, милиции, пожарной, горгаза.
19.
Как обходить стоящий трамвай?
—
Стоящий трамвай надо обходить впереди, чтобы не попасть под встречный трамвай.
20.
Для чего нужны тротуары, как по ним надо двигаться?
—
Тротуары служат для движения пешеходов. Пешеходы должны двигаться навстречу
друг другу, придерживаясь в каждом направлении правой стороны. Играть,
толкаться на тротуарах нельзя.
21.
Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход проезжей части?
—
На «островке безопасности” или в месте пересечения осевой линии с линией пешеходного
перехода.