О школьных нагрузках замолвите слово

Сколько уроков может быть у школьников, сколько времени они должны тратить на домашние задания и как ранжируются предметы по трудности – ответы на эти популярные вопросы собраны в этом обзоре. 

Как регулируется недельная нагрузка школьников и какое количество предметов в день является максимальным?

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

1 класс — 4 урока;
2-4 классы — 5 уроков;
5-7 классы — 6 уроков (с учетом факультатива и физкультуры в какой-то день может быть 7 уроков);
7-9 классы — 7 уроков 
Старшая школа – не более 8 уроков.

В документе также говорится, что различные по сложности предметы следует чередовать. В начальной школе не должно быть сдвоенных уроков. 

 

В какое время учебный материал усваивается максимально эффективно?

В соответствии с приложением 3 к СанПиН  2.4.2.2821-10 «биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов». В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в начальной школе основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а в старшей – на 2 - 4 уроках. 

Эксперты напоминают, что максимальная работоспособность приходится на середину недели, а в понедельник и пятницу она снижается. Поэтому в идеале распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. 

Контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

 

Сколько времени ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания?

В соответствии с СанПиН обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,
в 4 - 5 классах - 2 ч.,
в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,
в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. 

 

Сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте школы.  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно.

Справочно:

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. 

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.