Счетчик,
как и любой другой прибор, с течением времени может учитывать объем потребляемых
ресурсов с некоторыми погрешностями, что связано с физическим износом
устройства. Для недопущения подобных неточностей и существует поверка. Каждый
производитель счетчиков, по согласованию с Государственной метрологической
службой, в обязательном порядке указывает, через какой временной промежуток
необходимо проводить поверку, отражая результат в паспорте.
Постановлением
Правительства РФ от 12 апреля 2023 г. N 588 из Правил
предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением
Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. исключены положения, обязывающие
потребителя предъявлять в УК копию свидетельства о поверке счетчика или
иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора
учета. Постановление вступило в силу 12.04.2023. Оно распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 сентября 2022 г.
Данное
положение было исключено в связи с его противоречием ч. 4 ст. 13 Закона
об обеспечении единства измерений, которая с 24 сентября 2020 г.
предусматривает, что результаты поверки средств измерений подтверждаются
сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в
Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС
«Аршин»), которые вносит то же самое лицо, которое и поверило счетчик.
Следовательно, актуальные данные о пригодности счетчика всегда есть в
общедоступном, а главное государственном ресурсе. Однако ранее многие УК
злоупотребляли данными положениями, делая вид, что счетчик не является
поверенным, и выставляя потребителю счета не за фактически потребленные воду
или свет, а по нормативу, да еще с повышающим коэффициентом.
Ранее определением Апелляционной
коллегии ВС РФ данная норма также была признана недействующей по
иску потребителя, который оказался заложником такой ситуации, счетчик потребитель
поверил, поверку оплатил, бумажное свидетельство требовать не стал, и в итоге
получил огромные счета за коммунальные платежи от одной из УК.